среда, 23 ноября 2011 г.

Из цикла заметок для начинающих библиотекарей "Формы индивидуального общения с читателем"

Заметка 2.
Рекомендательная, тактическая беседа
(при рекомендации книги, тематики чтения)
 имеет ярко выраженную специфику. В отличие от ориентировочной беседы, она уже опирается на некоторые знания о читателе, о его интересах и предпочтениях; рекомендуя читателю книгу, библиотекарь учитывает и то, что читатель уже прочитал (это может быть отражено как в читательском формуляре, так и выявлено в ходе беседы). Кроме того, тактическая беседа должна включать в себя в большой степени элементы диалога, обратной связи.
В каких же случаях нужны рекомендательные беседы?
- Когда читатель нуждается в помощи библиотекаря при выборе книг, когда он просит: «Дайте, пожалуйста, что-нибудь почитать» или «Дайте какую-нибудь интересную книжку». Такой неопределенный спрос объясняется незнанием книг, неумением связать свои интересы с определенной книгой, темой или автором. Называя ряд книг различной тематики, и коротко рассказывая о них, библиотекарь помогает читателю найти то, что ему нужно, тем самым в известной степени приучает читателя формулировать свой вопрос.
- Если ребенок интересуется какой-либо конкретной темой (например, «… что-нибудь о войне»), то в беседе библиотекарь выясняет, почему читателя интересует именно эта тема, узнает, что уже прочитано им, затем подбирает книгу и кратко характеризует ее.
- Когда ребенок просит определенную книгу. В этом случае библиотекарь стремится в беседе дать читателю некоторые сведения об авторе, времени, которое описывается в книге, обратить внимание на особенности стиля писателя.
- Если читатель  просит книгу мало доступную его пониманию. Часто дети видят книги друг у друга, слышат разговоры о книгах авторитетных для них взрослых. Учитывая интересы ребенка, нужно умело и тактично убедить его прочитать другую, более подходящую для него книгу. Обычно младшие школьники охотно берут книги, рекомендуемые библиотекарем. Но бывают и такие случаи, когда дети настойчиво просят или ищут на полках книги одной тематики, одного жанра. В таком случае библиотекарь должен проявить такт, умело подойти к ребенку. Не следует навязывать читателю книгу на тему, которая его совершенно не интересует. Но можно подобрать книгу, в которой, кроме полюбившейся читателю темы, развивается и другая.

Приемы рекомендации книги разнообразны и зависят от возраста читателя и типа рекомендуемой книги.

Основные приемы применимые для работы с дошкольниками и младшими школьниками:
 - Рассматривание иллюстраций. Некоторые книги полезно рассмотреть вместе с детьми, показывая иллюстрации. Яркие, выразительные иллюстрации пробуждают интерес к книге.
- Рассказывание и зачитывание. О других книгах можно кратко рассказать или прочитать интересные отрывки из книги. Отрывок должен быть небольшим, но в то же время вызывать у читателя желание узнать, что будет дальше.
- Постановка вопросов. Иногда можно поставить ряд интригующих вопросов, ответы на которые читатель найдет в книге (например, «а как ты думаешь, для чего лисе пушистый хвост?...»)
- Пересказ. Интересной формой рекомендации является краткий пересказ начала книги или отдельных ее глав, но у читателя не должно создаваться впечатления, что он уже все знает про книгу и читать ее незачем.

Моменты, на которые следует обратить внимание в беседе с подростками:
- Экранизация. Если речь идет о художественном произведении, по мотивам которого была сделана экранизация, то об этом стоит сказать: как правило это заинтересует читателя (например, новая экранизация «Идиота» породила, по свидетельству библиотекарей, волну интереса к творчеству В.М.Достоевского в целом);
- Личность писателя. В некоторых случаях следует обратить внимание на неординарную личность писателя (например, на то, что А. Сент-Экзюпери был бесстрашным летчиком);
- Судьба произведения. Привлечь внимание читателя к судьбе произведения. Чтобы заинтересовать читателя книгой, творчеством писателя, полезно «показать» ему то время, когда книга писалась, рассказать, как эта книга была встречена современниками.
- Новизна  содержания книги; достоверность изложенных в ней фактов, их связь с реальными историческими событиями и лицами.
Также в работе с читателем данного возраста пригодится
- прием альтернативы. Его применение уместно в том случае, когда по проблеме, интересующей читателя, есть разные точки зрения;
- ссылки на печатные рецензии и отзывы;

Приемы , применимые для всех возрастов:
- рассказ о главном герое;
- ссылки на авторитетных для читателя лиц, на мнения других читателей-сверстников.
 - прием опоры. Важно связывать вновь приобретаемые знания с имеющимся уже опытом и знаниями, опираться на них;
-прием аналогий, когда читателю предлагают книгу, идентичную той, что он читал  раньше и которая вызвала у него интерес.

 В научно-познавательной литературе важны научные сведения, гипотезы, новизна подхода.
Каждая книга, как и каждый читатель, требует своего подхода.      Рекомендательная беседа помогает сделать чтение детей более разнообразным, расширить круг их интересов, привлечь к чтению малочитающих детей.

Проведение рекомендательной беседы требует от библиотекаря большого такта, она не должна быть назидательной, монологичной. Ни его тон, ни внутренний настрой не должен унижать пользователя, библиотекарь ни в коем случае не должен демонстрировать свое интеллектуальное превосходство и т. п., особенно назидательно-снисходительный тон недопустим в общении с подростками и молодежью, так как это может отвратить их от библиотек навсегда. В ходе рекомендательной беседы необходимо создать непринужденную, доброжелательную атмосферу. Такую беседу можно проводить и для нескольких читателей одновременно, чьи интересы и уровень читательской культуры близки, это дает возможность упростить ситуацию общения.

В каждой библиотеке есть читатели, плохо ориентирующиеся в фонде, они останавливаются то у одной полки, то у другой. Чаще всего их внимание привлекает внешний вид книги, ее обложка, заглавие. Этим должен воспользоваться библиотекарь для проведения консультации у книжных полок. Назначение такой консультации – привлечь внимание читателя к литературе, которая может представлять для него интерес, подсказать путь разыскания нужной ему книги, помочь осознать характер своих потребностей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий