пятница, 12 октября 2012 г.

«Командоры в запас не уходят, или Та сторона, где ветер»



Эту конференцию мы подготовили, что называется,  по заказу. Один из  классов одной из школ, с которыми мы тесно сотрудничаем, побывал в детском лагере им. В. Крапивина. Отсюда - тема. Поскольку было важно, чтобы поучаствовал в подготовке и проведении каждый ученик класса, то появилось именно такое количество сообщений и прочего, которое указано в сценарии.   

Лично мне нравится в этом сценарии то, как нам удалось задействовать идею Девятого бастиона  и совместить беседу и игру.

Авторы-составители: 
Н. А. Дабарская, Е. А. Романова

Читательская конференция, посвященная творчеству В. Крапивина.
Требуется предварительная подготовка класса, участвующего в конференции. В подготовке и проведении задействован весь класс. У каждого ребенка свое (одно) задание. В нашем случае  требовалось подготовить:  4 сообщения по 5 минут каждое; 6 сообщений-презентаций книг, которые прочитали (по 1-2 мин); 14 письменных вопросов с ответами. (Названное количество заданий классу условно и зависит от количества детей в классе).


1. Сообщения:
- «Большой маленький человек» (детство писателя (где родился, интересные факты))
-« В феврале 46-го года…, или Жило-было привидение…»                                                        
  (история написания первой книжки (по рассказу «Остров привидения»))
- «Писатель доброй мечты» (творчество писателя)
- «Красный галстук на груди» (Пионеры. Кто это, чем занимались, принципы поведения)
Регламент сообщения – не более 5 минут

2. Шесть  кратких  презентаций книг В. Крапивина (регламент – 1-2 мин).  Каждый ребенок рассказывает о книге, которую прочитал (книги, конечно же, должны быть разные). Историю создания книги освещать не обязательно, так как главная цель презентации – заинтересовать содержанием и пробудить мотивации к чтению у слушателей. Будет очень интересно всем, если ребенок, сказав несколько слов о том, какую книгу он прочитал и о чем (и о ком)  она, зачитает интересный отрывок из этой книги, или кратко его перескажет.

3. Все остальные, не задействованные в подготовке сообщений, ребята   придумывают и записывают для себя на отдельный листочек  по 1 вопросу вместе с ответом (единственное условие – количество подготовленных вопросов должно быть четным). Вопросы могут быть самыми разными – касаться и биографии, и творчества, и поступков героев Крапивина (как вы думаете, поступил… в ситуации, когда…) и т.д. Если вопрос слишком сложный нужно предусмотреть 2-3 варианта ответа.
Все сообщения и вопросы оформляются  письменно (объем  - не больше А4,  оформление - достойное внимания других читателей) для последующего оформления книжной выставки.

Для проведения мероприятия необходимо подготовить:

- таблички для названий команд (2 шт.)
-схематичное изображение  стен двух крепостей (размер 1/2 ватмана, вырезаны по контуру, раскрашены). На них  съемные флажки. На каждой крепости  – по семь флажков;
- бумажные «бомбы» - по две каждой команде. У каждой команды – «бомбы» своего цвета;
- наборы карандашей и ручек, небольшие листочки бумаги для проведения письменного опроса в конце мероприятия;
- выставку книг В. Крапивина.

В оформлении пространства желательно использовать предметы, часто упоминаемые в произведениях писателя: горн, галстуки,бинокль (подзорная труба), деревянные шпаги, имитация штурвала, модель корабля и т. д.


Описание хода конференции

Дети делятся на две команды.  Но так, чтобы в каждой оказалось равное количество детей, подготовивших вопросы (пункт 3. См. выше). На столах – таблички, на которых команды пишут свое название.

Вед.1: У нас сегодня - читательская конференция. Что это такое? (ответы детей) Конференция – это когда собирается много людей (как мы с вами сейчас), чтобы о чем-то поговорить, что-то обсудить. При этом все принимают участие, высказываются, рассказывают, спорят (как мы будем с вами сегодня).

Вед 2: У нас с вами  конференция - читательская. Значит, мы сегодня все будем говорить о том, что прочитали. А именно, о замечательном современном детском писателе Владиславе Крапивине и его книгах. (обращают внимание детей на портрет)

Вед.1: Называется наша конференция  «Командоры в запас не уходят, или Та сторона где ветер».

Вед 2: Первый вопрос. Почему - Командор?

Вед.1: Сам Крапивин сказал, что у него есть «почетное... прозвище, звание, титул (думайте, как хотите): "Командор"… В семидесятых годах меня, уже взрослого, начали именовать Командором. Сперва в шутку, а потом... и не только в шутку. Потому что командорами часто называют капитанов яхтенных клубов. А я в ту пору уже во всю командовал ребячьим морским отрядом. И мое прозвище сделалось как бы вторым именем...»

Вед.2: «Вообще-то прозвищ у меня в жизни хватало, — рассказывает писатель. — С давнего дошкольного детства. Самое первое — "Комнатный балбес". Меня наградил им соседский мальчишка, потому что весной сорок третьего года мне не в чем было выйти на улицу и я, глядя в окошко на пускавших кораблики пацанов, с досады корчил всякие рожи.

Вед 1: В ответ на "Балбеса" он сочинил про обидчика частушку, где его имя рифмовалось со словом, которое лучше не говорить. «Это был мой первый литературный опыт... Потом я получал всякие другие прозвища, но все они меня тоже не радовали.»


Вед.2: Вопрос второй. При чем здесь «Та сторона, где ветер»?

Вед 1: Во-первых, так называется одна из его книг (показать). Во-вторых, Крапивин всегда писал о море, кораблях, дальних путешествия и приключениях.

Вед.2: Поэтому не случайно вы видите рядом с портретом писателя: фуражку капитана, бинокль…

Вед 1: Итак, читательская конференция «Командоры в запас не уходят, или Та сторона, где ветер» начинается.

Вед.2:  Однажды писателя спросили: «Откуда Вы так хорошо знаете детей?»  Владислав Петрович ответил:«Просто помню себя - таким, каким был маленький. Старался не забыть». Так какой же он был маленький? Сейчас мы и узнаем.
Сообщение «Большой маленький человек»

Вед 1: Однажды приехав на Кубу и увидев мальчишек, которые во дворе играли в футбол, Крапивин, несмотря на свой строгий деловой костюм, с удовольствием погонял мяч вместе с юными кубинцами. Таков он в жизни.
 Владислав Петрович Крапивин – любимый писатель и взрослых, и детей. Его часто называют писателем доброй мечты.
Итак, следующее наше сообщение - «Писатель доброй мечты».

Вед.2:  Если спустить на воду все бриги, фрегаты, шхуны, клиперы, баркентины, описанные в повестях Владислава Крапивина, получится невиданная флотилия.

Вед 1: Если созвать всех его героев - горнистов, всадников, мушкетеров, барабанщиков, шкиперов, "рогатых викингов", летчика для особых поручений, пионеров и дошколят,- предстанет мальчишечье племя со всей неуемной фантазией, ежедневным ожиданием чуда и готовностью свершить великие дела.

Вед.2:  Герои книг Владислава Крапивина – мальчишки, ваши ровесники, или чуть постарше, но почти всегда с красным галстуком на груди.  Кто они такие? Об этом мы сейчас и узнаем из сообщения «Красный галстук на груди»

Ведущие зачитывают по ролям отрывок из повести «Сандалик, или Путь к Девятому бастиону», из разговора Сандалика и Юроса:
«- А я в Андрюшкином сарае старую самоварную трубу нашел, - сказал Юрос. – Теперь, когда крепость построим, можно из нее главный калибр сделать.
- Что за крепость? – спросил я.
- Да мы за гаражами ее делаем, вроде бастиона. Такая игра будет, штурм. Они нападают с мечами и щитами, а другие отбиваются. И бомбы из песка. Ели они наш флажок собьют, значит их победа. Если мы их всех повышибем, тогда наша…» (Крапивин В. Тень Каравеллы. - Нижний Новгород, 1994. - С. 313)

Вед 1: Сейчас бы с вами тоже поиграем в штурм бастионов. (Обращает внимание детей на стенд на котором прикреплены «бастионы»).  И у нас тоже будут бомбы, но не из песка, а бумажные, начиненные вашими вопросами, которые вы заранее подготовили. Давайте проверим, равные силы ли у наших команд.

Вед 2: Вы видите на стенде бастионы с флажками. Одна команда задает вопрос, другая отвечает. Ответила правильно – флажок на месте остается, не правильно – сбивается. У кого флажков больше останется, та команда и выиграет.

Вед.1:  Правила игры таковы:
Если команда не ответила на поставленный другой командой вопрос, то получает еще один вопрос. Если не ответила и на второй вопрос, то команда противников имеет право забрать у нее ценного пленного (участника игры, имеющего игровой вопрос). Но после этого «провинившаяся» команда получает, наконец, право задавать вопрос.

Вед 2: На столах команд по две «бомбы». Задавая вопрос, команда бросает свою «бомбу» на стол противника. Если он ответил, то отбрасывает чужую бомбу назад и, задавая вопрос,  бросает свою.

Проводится игра

          Вед.1:  Первой книге Владислава Крапивина - "Рейс "Ориона" - в этом году исполняется 50 лет (вышла в 1962 году).

          Вед 2: В настоящее время у В. Крапивина около двухсот изданий на различных языках. Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии…

          Вед.1:  …переводились на английский, испанский, персидский и другие языки.

Сейчас мы узнаем о нескольких из них.

Детские презентации книг В. Крапивина

После сообщений: письменный опрос: какую книгу захотелось каждому прочитать после презентации. Какая презентация понравилась больше других.

Небольшое обсуждение:
Интересно вам было читать Крапивина?
Ребята из его книг похожи на вас?
Будете ли вы еще читать его книги?

Вед.1:  А хотите, я скажу вам, что считает сейчас сам Крапивин?
На сайте «Владислав Крапивин» в интервью он сказал: «Перечитываю Паустовского, Катаева, иногда Каверина». Вот эти книги.
Зайдите на абонемент возьмите,  попробуйте почитать с мыслью, что сейчас эту книгу, возможно, тоже читает замечательный писатель Владислав Петрович Крапивин.

Вед 2: Закрывая нашу конференцию, я  зачитаю слова одного из гостей сайта В. Крапивина, в которых он благодарит писателя: «Спасибо Вам… за живую сказку. Вы как чудесная машина времени. Прочитать вашу книгу, это как вдруг встретить волшебника, поболтать с драконом, найти друга, даже если уже не верил, что это случиться. Не знаю, как вам это удается, но я уверен, что летать на ковре самолете вы не разучились»

6 комментариев:

  1. Классное мероприятие.
    Почему мы не встретили Ваш блог на
    ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ "ЛУЧШИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ БЛОГ 2012"
    http://konkursbb.blogspot.com/2012/09/1.html?

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибочки. Честно если, то я и не знала про этот конкурс. Дело в том что, на работе работы громадье, а дома сынище четырех лет и все внимание ему, вот и выпадаю))Но по ссылке обязательно познакомлюсь. Очень рада видеть Вас, Наталья, в своем блоге.

    ОтветитьУдалить
  3. Молчанова Елена15 октября 2012 г. в 03:51

    Отличное мероприятие: и методика, и сценарий! И писатель классный! Молодцы! Поздравляем!

    ОтветитьУдалить
  4. Очень интересный и нестандартный сценарий!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Основная сложность в том, что требуется предварительная подготовка класса. Педагоги далеко не всегда идут на дополнительную нагрузку ((

      Удалить