четверг, 7 апреля 2011 г.

Настенная игра. Методика организации


Настенная игра явилась результатом поиска ЦГДБ г. Трёхгорного новых эффективных форм работы с пользователями в направлении их творческого читательского развития.
Настенная игра впервые была разработана и апробирована  в 1995 году.
С этого времени названная форма является постоянной в работе с читателями, в силу следующих своих достоинств:
§  соответствует общей направленности деятельности библиотеки по воспитанию и развитию творческого отношения к чтению у детей всех возрастов;
§  способствует развитию у юных читателей таких необходимых для творческого восприятия текста качеств как, воображение, образное и аналитическое мышление, память;
§  способствует формированию у детей читательской и информационной культуры;
§  побуждает детей  к саморазвитию;
§  стимулирует мотивации к чтению;
§  раскрывает фонд библиотеки;
§  имеет широкую возрастную адресацию: способна охватить учащихся с 1 по 9 классы;
§  принять участие в игре могут все желающие в любое удобное для
     себя время;
§  пользуется популярностью у детей;
§  имеет большой резерв для дальнейшего своего развития.
Имея многолетний опыт работы с формой настенной игры, в библиотеке накопился опыт, который можно обобщить следующим образом.

1.    Расположение настенной игры
Оформляется в доступном, хорошо освещённом и привычном для всех читателей месте (коридоре, холле). Прикрепляется непосредственно к стене или на специально подготовленную основу. В нашей библиотеке – это стенд в виде большой раскрытой книги (примерные размеры: ширина - 3 м, высота - 1.50м). Книга изготовлена из мягкого материала (поролона) и обтянута белым шёлком. Такая основа позволяет  легко, с помощью иголок,  крепить, а также снимать любое оформление.
В зоне настенной игры обязательно должны иметься столы и стулья. На столах – бумага, цветные и простые карандаши, книги, т. е. всё необходимое для выполнения игровых заданий.

2 Оформление настенной игры
 Настенная игра должна быть достаточно больших размеров, чтобы каждый из её фрагментов (элементов) мог иметь хорошо различимые детали. Кроме того, каждый фрагмент (элемент) должен быть отделён от другого таким расстоянием, чтобы оформление не сливалось в одно цветовое пятно.
Оформление игры должно быть ярким, притягивающим внимание читателей своей оригинальностью.
Оформление настенной игры может:
а) быть подготовлено (нарисовано, наклеено) целиком на бумажной или тканевой основе и уже затем крепиться на стену (стенд);
б)  состоять из отдельных фрагментов (элементов) и прикрепляться на стену (стенд) последовательно.

Настенная  игра может:
а)  быть полностью рисованной;
б)  иметь объемные и полуобъемные элементы;
в) некоторые элементы могут быть выполнены из ткани,  природных материалов, с помощью различных техник.

Задания и другие игровые тексты должны быть написаны (напечатаны) крупным чётким  шрифтом.

3.     Содержанию настенной игры

Настенная игра чаще всего имеет сюжет, но в отдельных случаях оформляется и в стиле викторины (задание-решение, вопрос-ответ). Например, если игра подготавливается по результатам какой –либо библиотечной акции (летняя игровая программа, различные детские читательские конкурсы) с использованием детских работ.
Но любая настенная  игра обязательно начинается с обращения к детям, в котором оговариваются  условия и различные нюансы игры.

Сюжет настенной игры  может составляться:
- по мотивам какого–либо одного или нескольких художественных произведений. Особый простор для развития игры предоставляют сказки и сказочные повести
 Например: «Брошенные Шарики долетели до Земли» - по мотивам повести-сказки Э. Успенского «Пласмассовый дедушка»; «Клоун Коко против Генерал-Кибернатора» - по мотивам повести-сказки Кнорре Ф. «Капитан Крокус»
- как продолжение художественного произведения
 Например: «Возвращение Дюймовочки» - как продолжение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»; «Золушка становится королевой» - как продолжение сказки Ш. Перро «Золушка»;

-        по материалам детских периодических изданий
Например: «Большая сказочная контрольная» - на основе газеты «Жили-были»

-        по авторскому сюжету с привлечением литературы энциклопедического характера.
Например: «Занимательное путешествие с Читай-компанией»

Кроме перечисленных вариантов создания сюжетов настенных игр существует ещё один, который особенно приветствуется в библиотеке – подключение к процессу разработки игры  детей-читателей.

Например: «Вместе с Хоттабычем»


Как в любой игре,  в настенной необходимо преодолевать  препятствия отправляться в путешествия, помогать героям и спасать героев и т. п.
(Например: в игре «Лукоморье» участники должны помочь добрым волшебникам из сказок А. С. Пушкина попасть на сказочный фестиваль, преодолев препятствия, чинимые злыми героями),

Чтобы не терялась логика сюжета, а участникам игры было просто ориентироваться в ней основные элементы (ключевые моменты) последовательно соединяются между собой стрелками или дорогой (тропинкой и т. п.) со стрелками. …

 Задания настенной игры:
-        могут ограничиваться только раскрытием литературы, положенной в основу сюжета;
-        в пределах основного сюжета, определённого мотивами художественной литературы, давать возможность познакомиться с литературой познавательного характера, учат пользоваться справочным аппаратом;

 Задания не должны отличаться излишней сложностью.
 Если некоторые задания имеют повышенную сложность, то этот момент должен оговариваться в условиях игры, а сами задания должны быть выделены каким-либо способом (цветом, формой, символом).
 В настенной игре обязательно должны присутствовать творческие задания, типа «нарисуй, сочини, придумай и т. п.».

Обновляются настенные игры с периодичностью 3 месяца

Комментариев нет:

Отправить комментарий