вторник, 13 ноября 2012 г.

Слоненок и Мафин на тропе соревнований

Игра-знакомство с читальным залом

Для учащихся 1-2 классов
1999 год
Автор-составитель: Н. А. Дабарская

Изюминкой этого мероприятия стало то, что в игре соревнуются команда  детей и "команда" игрушек.
Метод  исходит из возрастных психологических особенностей детей 1-2 классов. В этом возрасте дети еще не умеют соревноваться командами, каждый работает за себя. Поэтому мы и создали такую ситуацию, когда дети соревнуются не командами между собой, а составляют единую команду и "соревнуются" с игрушками. Метод помогает учить детей самого младшего школьного играть в командах.
 
 Цель игры: В занимательной форме познакомить детей с читальным залом детской библиотеки, его фондом и правилами поведения.


           Игру проводят два библиотекаря. Один из них выступает в роли Мери Поппинс,  другой - озвучивает большие мягкие игрушки: Слоненка и Ослика. 
        В костюме "Мери Поппинс" обязательно должны присутствовать характерные для этой литературной героини детали: шляпа, перчатки, шарф, большая сумка, зонт.
Мероприятие проходит в форме соревнования между детьми и выше названными игрушками.
Задача обеих команд как можно быстрее "испечь" праздничный многослойный пирог.
Бумажные части пирога (коржи, глазурь, «кремовые» украшения) дети будут получать за правильные ответы. Если дети ответят неверно, то соответствующую вопросу часть пирога получат Слоненок и Ослик. Таким образом, за время игры, на фоне бумажного подноса, прикрепленного к стене или фланелеграфу, образуются два пирога.
Для одного из заданий игры потребуется небольшая карта-план расположения клада (см. текст).
К игре должен быть подготовлен обзор, имеющихся в фонде читального зала книг, с учетом возраста играющих.
Для знакомства детей с журналами «Карапуз», «Сказки Златовласки», «Веселые медвежата», «Веселые картинки», «От 3-х до 8-ми», «Лола», «Микки-Маус», «Дисней», «Кот и Пес» потребуются соответствующие названиям игрушки: кукла-голыш, кукла с золотистыми волосами, медвежонок, Незнайка, цифра «8», кукла  Барби, Микки Маус, утка, собака, кошка.
Для звукового оформления игры желательно иметь аудиозапись звука ураганного ветра и песни Мери Поппинс из фильма «Мери Поппинс, до свидания!» (Ч.1. «Леди Совершенство»)

Включается аудиокассета с записью воя ветра.
Ведущий зачитывает отрывок из книги Треверс П. Мери Поппинс. (М.,1972. - С.8): «...Восточный ветер свистел в голых ветках вишен в переулке. Деревья гнулись и вертелись под его порывами.  ...Вдруг какой-то темный силуэт, сгибаясь и пошатываясь под ударами ветра, открыл калитку. Это была женщина. Одной рукой она придерживала шляпу, в другой тащила большую сумку.
Едва женщина вошла в садик, она поднялась на воздух и полетела прямо к дому! Да, это было похоже на то, что ветер сперва донес ее до калитки, подождал, пока она откроет, а потом перенес ее прямо к парадной двери».
Ребята, вы догадались кто эта незнакомка и из какой она книги?
(Если дети не смогли ответить, можно включить, как подсказку, если ответили, как иллюстрацию, аудиозапись песни М.Поппинс из фильма «Мери Поппинс, до свидания!» (Ч.1. «Леди Совершенство»))
Мери Поппинс - чудесная няня, которая появляется там, где дети требуют ее заботы и внимания. И там где она появляется, начинают твориться чудеса.
Мне кажется, что сегодня что-то должно произойти... Очень уж сильный восточный ветер.
Под вой ветра появляется Мери Поппинс. Она в шляпе, перчатках, шея замотана шарфом, в руках держит большую сумку. В сумке игрушки, и журналы.
Ведущая: "Как? Вы пришли! Но нам показалось, что вас принесло ветром!"(Треверс П. Мери Поппинс. - М.,1972. - С.12)


М. П.: Так и есть! (Складывает зонт, разматывает шарф, снимает шляпу) Я очень торопилась, потому что скоро восточный ветер переменится на западный, и я должна буду исчезнуть. Но совсем не придти я не могла, ведь у вас сегодня большое событие - дети знакомятся с прекрасными книгами. И я думаю, что здесь потребуется моя помощь. А вы знаете, ребята, где мы сейчас находимся? 

Дети: В читальном зале детской библиотеки.

Мэри Поппинс замечает, что на столе стоят 2 мягкие игрушки - слоненок и ослик.

М.П.: О! Мои друзья, как я рада вас видеть!

М.П. (обращается к детям): Знакомьтесь, это Слоненок из книги Дмитрия Самойлова «Слоненок пошел учиться» (показывает книгу). А это ослик Мафин из книги Энн Хогарт «Мафин и его друзья» (показывает книгу).

М.П.: В моей власти оживить эти игрушки на время нашей встречи . (Дотрагивается кончиком зонта до обеих игрушек)

Ведущий:   (держа Слоненка в руках):
Жил-был Слоненок у мамы Слонихи
Был он хороший, тихий
И очень хотел учиться…

Слоненок:  Мне год уж седьмой-
 Я очень развитой.
Такой старательный.
Такой внимательный...

М.П.: Ах, Слоненок! Конечно же, ты умный и старательный, но мне кажется, что дети, с которыми ты, между прочим, забыл даже поздороваться, не менее умны и внимательны.

Слоненок: Что ж, устроим экзамен подробный?

М.П.: Нет,  мы устроим соревнование и посмотрим, кто выйдет победителем - ты или ребята.

Слоненок: Можно мне будет мой друг ослик Мафин помогать?

М.П.: Я согласна. (Обращаясь к детям, тихо) Я за вас болеть буду. А в честь победителя мы испечем красивый пирог из улыбок и правильных ответов. Перед вами большой поднос (на стене прикреплен вырезанный из бумаги поднос, на который впоследствии будут прикрепляться части бумажных пирогов). На него мы будем класть коржи будущих пирогов. Если вы, ребята, правильно выполните задание, то корж ваш, если нет, то этот корж Слоненку отдаем. Ну, что же, вопрос Слоненку. Как тебя зовут?

Слоненок: Не знаю.

М.П.: А где слоны живут?

Слоненок: Не знаю.

М.П.: А сколько тебе лет?

Слоненок: Не знаю.

М.П.: А что ты ел на обед?

Слоненок: Не знаю.

М.П. (обращается к детям):
Он растерялся.
Это простительно малышу.
Разрешите, я вас спрошу?

(За каждый правильный ответ дети получают 1 корж, а библиотекарь дополняет)

 Где слоны живут?
Ответ: В Африке, в Азии ( Зедлаг У. Слоны. - М., 1997. - С.8. - (Что есть что))

 Сколько лет живут слоны: 40 лет, 200 лет или 1 год?
Ответ: Древние авторы сообщали, что слоны доживают до 200-300 лет. Эти утверждения оказались сильно преувеличенными. Слоны живут » 40 лет. В зоопарках могут дожить до 70 лет (// Зедлаг У. Слоны.- М.: Слово, 1997.-С.32.-(Что есть что))

Чем слоны питаются? 
Ответ: Слоны употребляют только растительную пищу. Взрослому слону требуется в день около 170 кг свежей зелени. Чтобы одолеть такое количество корма, слоны должны жевать весь день и почти всю ночь, т.е. по 17-19 часов в сутки (/Там же.-С.19.-(Что есть что))

Об этом мы узнали из книги (показать книгу) Зедлага У. "Слоны" (М. : Слово, 1997. - 48 с.) Из этой книги вы сможете узнать и о том, как обращаются друг с другом слоны, как у слонов появляется хобот и т.д.

Слоненок: Какая интересная книга про меня. А есть в читальном зале еще какие-нибудь книги про меня, ну... и про других животных?

         Мери Поппинс рассказывает о книгах про животных. В ходе обзора детям могут быть заданы 1-2 вопроса из обозреваемых книг. За каждый правильный ответ дети получают по 1 коржу.
Вопросы:
1.     Почему журавли стоят на одной ноге?
Ответ: Он замерзнет, если встанет на обе ноги. Тело журавля покрыто перьями, чтобы согревать его. Но на ногах нет перьев и тепло теряется через них. Чтобы сохранить, как можно больше тепла журавль стоит только на одной ноге и подгибает другую. Они могут даже спать на одной ноге. (Поведение животных / Пер. с англ. Л.Яхнина, А.Зайцевой. - М. : Кристина и К0, 1993. - С.46. - (Моя первая энциклопедия)).
2. В кого постепенно превращается гусеница?
Ответ: в бабочку (Бомонт Э. Животные в картинках / Илл. Линдсей Селли. - М. : Скорпион,1994. - С.43

    После обзора книг про животных Слоненок обращается к Мери Поппинс:
  Ввиду хорошей погоды
Отпустите нас в туристические походы
Пусть познакомятся дети с чудесами природы,
Исследуют леса, поля, огороды...

М.П.: А чтобы не сбились вы с пути, книги будут вас вести. Обратите внимание, в читальном зале леса, поля и огороды вам помогут изучить замечательные книги о природе.

         Следует обзор книг о растениях.
Вопросы:
1. Знаете ли вы как называется самая большая ягода?
Ответ: По своему строению арбуз - это ягода. (Собираем ягоды / Сост. Т. Прокопьева. - Можайск : Тролль,1996.- (Окружающий мир))

2. Для чего растут шишки на елках, соснах, лиственницах?
Ответ: Шишка - это корзиночка для семян. У шишки есть чешуйки, как у рыбы. И под каждой чешуйкой растет семечко. Когда семена созревают, чешуйки раскрываются и семена выпадают из них. (Почему трава зеленая : первые вопросы и ответы о природе / Пер. с англ. Т.Бухова. - М. : Кристина и К0, 1996. - С.42)

                    После обзора книг о природе:
Ослик: Однажды шел я к Слоненку в гости и вдруг какая-то «скомканная» бумажка ударила меня прямо в лоб. Я развернул бумажку и понял, что это клад. Это «план того места, где спрятан клад» (Хогарт Энн Мафин ищет клад. - Тверь : Сантас-Пресс, 1996. - С.5) (показывает измятый лист (А 4), на котором нарисовано схематично нечто напоминающее дерево с кроной, похожей на очертания материка, ствол дерева напоминает извилистую дорогу. На "кроне" - маленький кармашек, в нем - сундук, под сундуком скрыто  изображение книги - энциклопедии. Внизу, под картинкой под знаком "ключ" две любые загадки о книгах. Например: "Не шуба, а сшита. Не человек, а рассказывает...") Сначала я подумал, что он находится на Южном полюсе, потом мне подсказали, что он зарыт под дубом. Но я так ничего и не понял, потому что читать не умею. Помогите мне, пожалуйста!
М.П.: Да, действительно, рисунок похож и на дуб, а может быть это и Южный полюс... Но если это карта, то здесь, как на любой карте, должен быть ключ с объяснением.

                    Дети ищут на карте ключ с объяснением. М.П. загадывает загадки. Если дети отгадают первую загадку, то вторую можно не загадывать. После этого сундук  убирается, а под ним оказывается книга. На ней написано: «энциклопедия».
М.П.:            А вы знаете, что такое «энциклопедия»?  Энциклопедия - это книга, которая ответит на все ваши вопросы: где, когда и что произошло, откуда что взялось. В энциклопедиях хранится огромный клад, клад знаний.
                    Обзор справочной литературы.
Слоненок:  А вот и пирог!
Какой красивый!
Какой огромный!
Я бы, пожалуй, скушал кусочков ... десять.
Ослик:         А я тридцать.
М.П.: Погодите, мои молодые друзья,
Вы так ведете себя, в самом деле,
Будто никогда пирогов не ели
Давайте сначала сказку прочтем
А угощение будет потом...
Тем более что пирог еще не допечен.
Ослик:        А я знаю сказку про...
Жила-была, жил-был...
А дальше я забыл....
Слоненок:    Попробуй вспомнить.
Ослик:        Вчера прекрасно помнил
А сейчас забыл...
М.П.: Ты бы лучше книгу открыл. В читальном зале очень много книг со сказками и разными интереснейшими историями.
                    Обзор художетсвенной литературы
М.П.: А теперь я хочу познакомить вас с имеющимися в читальном зале  веселыми и яркими журналами, которые вы всегда можете посмотреть, почитать. (Заглядывает в свою большую сумку.) Та-а-ак! Хотела бы я видеть того сорванца, который брал без разрешения мою сумку и перепутал все журналы. И теперь (обращается к детям) ожившие названия журналов обиделись за небрежное отношение и хотят уйти от нас. Но я знаю, что делать! Давайте попробуем с помощью звуков, движений изобразить название журнала и тогда порядок восстановится. (Выкладывает из сумки в 1 кучу журналы, в другую игрушки) Например: журнал «Веселые медвежата» вы должны изобразить веселых медвежат.
         Дети изображают движениями героев журналов. М.П. берет соответствующую названию журнала игрушку и сажает ее около своего журнала. То же самое задание со следующими изданиями:
- журнал «Карапуз»;
- «Кот и пес»;
- «Веселые медвежата»;
- «С 3-х до 8-ми»  (нужно всем вместе до восьми посчитать)
        После выполнения задания к пирогу детей добавляется верхняя часть пирога.
М.П.: А вот для этих журналов (показывает: «Микки Маус», «Дисней», «Сказки Златовласки», «Лола») нам нужно подобрать соответствующую названию игрушку
Ответ: «Микки Маус» - Микки Маус, «Дисней»- утка, «Сказки Златовласки»- кукла с золотыми волосами, «Лола»- кукла типа Барби.
М.П.:            Пирог-то наш почти готов. Осталось его украсить кремовыми розами. (на розах написаны вопросы)
Слоненок:    Можно я буду вопросы задавать?
М.П.:            Можно.
      Слоненок читает вопросы, написанные на розочках и, если дети ответят правильно, М.П. прикрепляет розочки к пирогу.
 Вопросы:
1.     Можно ли в ч/з шуметь?
2.     Когда вы придете в ч/з, где оставите сумку?
3.     Можно ли библиотекарю задавать вопросы, если что-нибудь не поняли?
4.     Можно ли приходить в ч/з со своими книгами?
5.     Можно ли из ч/з книги домой брать?
6.     Можно ли в ч/з уроки учить?
7.     Знаете ли вы время работы ч/з?
8.     Что такое абонемент?
9.   На сколько дней можно брать книги домой?
    Важно напомнить ребятам о том, что ч/з и абонемент - это разные отделы одной библиотеки, а не две разные библиотеки, потому что в понимании детей разные отделы библиотеки являются самостоятельными библиотеками.
      Включается запись постепенно усиливающегося воя ветра.
М.П.:(надевает шляпу, заматывает на шее шарф) Вы слышите, это поднимается западный ветер. Значит, мне пора возвращаться в свою сказку. Прощайте, мои милые друзья. Желаю вам крепко-накрепко подружиться с книгами, детской библиотекой и этим прекрасным залом. (Уходит)
Слоненок и Мафин:  Мери Поппинс, до свидания! Как жаль, что она исчезла. Но если вы откроете книгу Треверс «Мери Поппинс», то почувствуете, что она к вам возвращается.


Комментариев нет:

Отправить комментарий