вторник, 29 января 2013 г.

КРУТОЙ МАРШРУТ

В нашей библиотеке  много лет работал "Клеп-клуб". Без ложной скромности: успешно, интересно, активно. Дети сами предлагали свои темы для мероприятий, писали сценарии, придумывали формы. Эх, жаль сейчас времени на клуб нет, а то бы...)) Наработок осталось очень много, подумалось, а чего им лежать-то, надо "выводить в свет"  - может кому и пригодятся

Игра-поиск для участников детского клубного объединения

Встреча 21

Идея проведения игры принадлежит

участницам клуба
Смирновой Марине (10 лет)
 и Хакемьяновой Саше (11 лет).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ИГРЫ

 Игра проходит зимой в лесу, требует предварительной подготовки:
1.    необходимо выбрать такое место для проведения, чтобы была горка и ровная площадка;
2.    выбрать место и организовать костёр;
3.    составить карту, по которой будут играть команды (см. приложение);
4.    сформировать две команды. Придумать для них название и опознавательный знак команды (платок, повязка на рукаве);
5.    командам приготовить санки, ледянки. Желательно на каждого.
В день игры необходимо до прихода детей: а) разжечь костёр; б) спрятать в условленные места флажки; в) установить флажок на точке отсчёта игры.
Карта «Крутой маршрут» - «игрообразующий», центральный элемент мероприятия. Карта составляется непосредственно на месте проведения игры. На ней указываются основные (имеющие для игры значение) особенности ландшафта (горка, тропинки, ручей и т. п.), красными флажками отмечаются места  (необычные деревья, пеньки, мостик…),  в которых спрятаны настоящие флажки.
Карта разрезается на шесть частей (фрагментов). На каждом фрагменте указывается место, где спрятан один из шести флажков. На лицевой стороне каждого фрагмента карты также дан «умный совет», т. е. информация, объясняющая детальную  методику поиска флажка. Каждый фрагмент пронумерован. С обратной стороны на каждом из них написан слог или слово из девиза клуба: «Мы - вме-сте! Вм-есте ве-се-лее, ин-те-рес-нее». Из этих частей слов в конце игры, когда будет уже выявлен победитель и собраны все фрагменты карты, детям  обеих команд вместе предлагается составить предложения (можно сделать подсказку, что это девиз клуба). На наш взгляд, это позволит объединить команды и дать почувствовать себя единым коллективом. ( Этой же цели послужит и заключительное задание игры – найти маленький «тайничок» со сладостями (См. текст)).

 Задача каждой команды в ходе игры составить из фрагментов карту.
Задача команд на каждом этапе – ориентируясь по фрагменту карты, как можно быстрее найти флажок. Победит та команда, у которой окажется в конце игры большее количество флажков. Каждая команда, отыскав очередной флажок, возвращается к исходной точке игры, отмеченной большим флажком, и начинает громко считать до 20. Это время, в течение которого другая (проигрывающая на данном этапе)  команда имеет возможность выполнить своё задание и также вернуться с находкой к исходной точке игры. Если в течение этого дополнительного времени команда с заданием всё же  не справилась, то возвращается без флажка.
Так как обе команды будут действовать по одной карте, то следует так организовать их маршруты, чтобы они не пересекались.
Так 1 команда должна двигаться по карте в такой последовательности фрагментов: 6, 5, 4, 1, 2, 3.
2 команда: 1, 2, 3, 6, 5, 4.
В игре шесть этапов. Каждый начинается с общего для обеих команд конкурса. Победившая в этом конкурсе команда получает фрагмент карты и отправляется без промедления на поиски флажка. Проигравшая команда выполняет штрафное задание,  и только после этого отправляется  на поиски флажка.
Победившая на каком-либо этапе команда за быстроту выполнения задания получает очко (цветную звёздочку), которое может использовать в критической, проигрышной  для себя ситуации. 

Для проведения игры потребуются следующие атрибуты:
1.    Флажки 13 штук (один из них большой - для обозначения точки отсчёта игры);
2.    цветные звёздочки;
3.  коробка-«тайничок» со сладостями  по количеству участников;
4.    карточка с текстом: «Ваша карта фюпофюд крафюснфюым флафюжкфюом»;
5.    карточка со следующим текстом:
Карта на ближайшей слева… Найдите нужное слово  здесь:

В

н
у
г
х
а
Е
ц
о
з
р
и
Т
д
о
л
ы
к
К
е
у
н
о
э
Е
6.     верёвка  с отмеченной серединой;
7.    две деревянные ложки.


Описание хода игры


Старт игры на горке, около костра.
Конкурс 1: «Быстрокаты»
Команды должны скатиться с горки на санках по очереди. Засекается время, записывается..
Под горкой отмечена красным флажком точка, до которой должны докатиться на санках дети. Результаты записываются.
При подведении итогов конкурса учитывается время, потребовавшееся командам, чтобы скатиться с горки в полном составе, а также количество «доездок» но отмеченной точки.
 Победившая команда получает первую часть карты. И без промедления отправляется по маршруту.
Проигравшая команда получает дополнительное (штрафное) задание и только после этого первую часть карты:
Штрафное задание: Если разгадаете секрет этого письма, то запросто найдёте первую часть карты (Юрченко В. Буквотека. - Донецк, 1998. – С.28)
а) Ваша карта фюпофюд крафюснфюым флафюжкфюом
Ответ: Ваша карта под красным флажком.

КОНКУРС 2: «Раки-забияки»
Про меня говорят, будто прячусь я назад.
Не назад, а вперёд, только задом наперёд.
В эстафете принимают участие две команды. До отметки дети передвигаются на четвереньках, задом наперёд, обратно бегом: чья команда быстрее.

Победившая команда получает вторую часть карты.

Штрафное здание для проигравшей команды:
Дружно попрыгайте на одной ноге  10 секунд.

КОНКУРС 3: «Бега волотов» (мифологические великаны)
Команды встают в колонны. Последний в колонне присаживается на корточки и обхватывает талию впередистоящего. Тот садится на подставленные коленки заднего соседа, обхватив руками переднего. Так усаживаются все. Получаются два многоруких и многоногих чудища – волота. По общей команде оба волота начинают двигаться вперёд, стараясь прийти первыми. Самое главное, чтобы волоты по дороге не развалились, для этого все должны  одновременно передвигать сначала правую, а затем левую ногу. Чтобы не было разнобоя, головному лучше подавать команду, например: «И… раз, и… два».
Штрафное задание: Отгадайте загадку и получите третью часть карты:
Какое дерево называют красавицей русского леса?
Ответ: Берёза

Конкурс 4: «что такое? кто такой?»
Вопросы задаются командам поочереди (жирным шрифтом выделены правильные ответы).
1.    сколько весит новорождённый кенгуру?
     а) несколько граммов; б) 10 кг; в) 1 кг.
2.    Каких насекомых можно считать домашними?
     а) тараканы; б) мухи; в) пчёлы.
3.    Какая птица выводит птенцов зимой?
     а) филин; б) клёст; в) стриж; г) ястреб.
4.    Назовите самого крупного паука?
     а) птицеед; б) тарантул; в) крестовик.
5.    По присутствию какого животного определяется чистота водоёмов?
      а) лягушка; б) рак; в) кальмар.
6.    Чем служит хвост рыбе?
      а) оружие; б) украшение; в) руль.
7.    От какого животного произошли собаки?
      а) шакал; б) волк; в) енот.
8.    Какое дерево дольше живёт?
     а) осина; б) дуб; в) ольха.

Штрафное задание: Досчитайте до 10 и получите карту

конкурс 5: Скоморошья забава
В каждой команде все выстраиваются друг за другом. По общему сигналу начинают передавать деревянные ложки или другие предметы, но не из рук в руки, а опуская их за шиворот. Побеждает та команда, у которой ложка окажется быстрее в руках у крайнего.

Штрафное задание: Поиграем:
Воробей – чирикает,
Кукушка – кукует,
Сорока – …, (трещит)
Голубь - …, (воркует)
Журавль - …, (курлычет)
Курица - …. (кудахчет)

конкурс 6 (для капитанов): «Электрики»
Двое из разных команд берут с разных концов шнур с отмеченной серединой. По сигналу они начинают наматывать шнур себе на талию. Побеждает тот, кого выталкивают из круга или кто не смог удержаться на одной ноге.

Штрафное задание:
Карта на ближайшей слева… Найдите нужное слово  здесь:
В
н
у
г
х
а
Е
ц
о
з
р
и
Т
д
о
л
ы
к
К
е
у
н
о
э
Е
Ответ: Карта на ближайшей слева ветке

После того как все фрагменты карты  собраны, объявляется победитель. При этом учитывается сколько неиспользованных дополнительных очков (цветных звёзд) осталось у команды.
Затем командам предлагается перевернуть фрагменты карт на обратную сторону и, объединившись, составить из слогов девиз клуба.
Дети идут к костру, чтобы отдохнуть и подкрепиться.
После этого объединённая команда выполняет последнее задание.

ЗАДАНИЕ 7: «Ищем тайничок»
Встаём друг за другом около точки отсчёта игры. Кладём впереди стоящему левую руку на плечо и прыгаем в сторону ручья громко считая до 15. Затем встаём по одному на некотором расстоянии друг от друга в одну линию  между двух мостиков. Поворачиваемся лицом к костру и идём вверх, не нарушая созданного порядка. Дойдя до деревьев, поднимаем голову верх и начинаем поиски.
(«Тайничок» висит на одной из веток)  
После этого можно поиграть в снежки, «вышибалы» и т. д. Ниже предлагается одна из возможных заключительных игр.

ПОЙМАЙ ЗА ХВОСТ ДРАКОНА
(китайская игра)
Играют не менее 10 человек.
Игроки строятся друг за другом так, что правую руку кладут на правое плечо впереди стоящего. Тот кто стоит впереди, - голова дракона, последний – его хвост.
Голова дракона пытается поймать свой хвост. Шеренга находится в постоянном движении, тело послушно следует за головой, а голова старается схватить последнего игрока. Шеренга не должна разрываться. Если всё же голова ухватит себя за хвост, последний в шеренге игрок идёт вперёд, становится головой, а новым хвостом – игрок, бывший в шеренге предпоследним

2 комментария:

  1. Как же весело, наверное, было ребятам играть в такую игру! И методичка такая подробная, спасибо Вам за разработку. Попробую адаптировать её к условиям школьного двора.(Горка есть, деревьев много, укромных местечек для флажков тоже немало найдется, вот только костер в школьном дворе не разведешь, ну да ничего, заменим самоваром с горячим чаем да с блинами!)
    Частенько заглядываю в Ваш блог, нахожу много полезного для работы. Удачи Вам и хорошего настроения!

    ОтветитьУдалить
  2. Играть на самом деле было очень весело. А как интересно было девчонкам моим готовить эту игру! Выходить в лес, искать подходящую площадку, размечать маршрут!Конечно, они не одни ходили, со мной. И в день игры мы тоже не одни в лесу "тусовались")) Я обычно мужем подстраховывалась. Но очень хорошо, что всякий раз подстраховки были лишними. Поэтому от этих зимних встреч (а их было много)у нас всех остались только радостные воспоминания.
    Конечно, костер здесь не главное. Самовар и блины - великолепная альтернатива. Удачи в игре! И спасибо большое за отзыв!

    ОтветитьУдалить