воскресенье, 16 июня 2013 г.

Создание сценария. Стадия "Ноль"

В целях повышения качества устных, наглядных и комбинированных форм работы с читателями сотрудникам библиотеки предлагается представлять на обсуждение коллегиального совета план (схему) разработки на самом начальном этапе ее создания.  Основные моменты, которые должен включать рабочий план (схема, алгоритм):




1.      Название разработки

2.      Тема
Для мероприятия очень важно выбрать в рамках большой макротемы  свою конкретную микротему (например, макротема «День Победы» может быть представлена большим количеством микротем).
3.      Форма разработки
Очень важно учесть соответствие тематики и формы предстоящего мероприятия. Выбор формы очень важен. Что вы хотите вложить в данное дело, как вы его назовёте? Иногда именно здесь случаются казусы (Литературный праздник «Детство, опалённое войной», поэтический аукцион «Читая пушкинские строки.)

4.      Возрастная адресация

5.   Цели
Например, все мероприятия, проводящиеся в нашей библиотеке, являются элементами «Программы развития творческой читательской деятельности». Отсюда - главное требование к любой форме работы с читателями: соответствие стратегической направленности деятельности библиотеки, а именно, содействие формированию и развитию творческой читательской деятельности, в том числе читательской и информационной культуры, социального поведения.  Поэтому цели  будут включать в себя направления:                                                                                        
 а) образовательное (касается усвоения информации)
-             знакомство с кругом литературы по теме;
-             погружение в тему, проблему;
-             формирование библиотечно-библиографических знаний (в том числе навыков самостоятельного поиска информации);
б) воспитательное;
в) развивающее:
¨         качества, обуславливающие творческую читательскую деятельность: эмоции, воображение, образное и аналитическое мышление, память.
¨          другие качества, составляющие структуру личности: интеллект, познавательные способности, характер, темперамент, волевые качества;
¨         мотивации к чтению;
¨         способности творчески воспринимать текст и творчески переосмысливать прочитанное;
¨         умения реализовывать полученные знания и идеи в других видах деятельности;
¨         коммуникативные способности, прежде всего устную речь и т .д..


5.        Круг  отобранной  литературы
Определив тему и возраст участников (читателей, пользователей), библиотекарь отбирает литературу. Круг её первоначально должен быть обширен. Потом отсекается всё лишнее.
Отбирая литературу, учитывайте её художественную и познавательную ценность. Возраст участников (читателей, пользователей) определит авторов, а у автора – круг произведений и поставленных в них проблем, которые доступны именно этой аудитории. Отобранная литература просматривается, изучается, систематизируется с учётом темы и формы мероприятия, возраста детей, круга их знаний.   
6.     Основные композиционные моменты разработки (например, темы и названия страниц  - в устном журнале; направленность и последовательность отдельных этапов разговора, блоки возможных вопросов - в беседе; названия разделов, цитаты, какое-либо нетрадиционное оформление – для книжной выставки и т.д.)

7.     Сюжетный ход (основные, решающие моменты), если разработка  строится на основе фабулы (Фабула – в художественном произведении цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В составе фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку)

8.     Возможные задания и конкурсы
Задания и конкурсы должны реализовывать  поставленные конкретным мероприятием цели. Поэтому оцените подобранные и подготовленные  задания и конкурсы с точки зрения:
·                     соответствия  целям, поставленным мероприятием;
·                     соответствия заявленному в мероприятии возрасту детей. Не рекомендуется ставить слишком сложные вопросы, такие, на которые трудно найти ответ или никто не смог ответить. Игра  должна приносить детям радость найденного ответа и узнавания нового.
·                     их разнообразия. Необходимо избегать однотипности заданий. Разнообразные по форме подачи и содержанию задания помогут заинтересовать детей и значительно эффективнее достичь желаемых результатов.

9. Оформление, наглядность (плакаты, таблицы, иллюстрации, рисунки детей, портреты, фотографии, табло, карты…)
10. Оборудование, технические средства (выставка книг или творческих работ, стенд, экран, предметы мебели; аудио, видео, компьютер, проектор, фотоаппа­рат, микрофон…)


1.       Исаенко В. Как подготовить праздник для детей // воспитание школьников. – 2004.- № 8. – С. 24-26

2.       Кузьменкова Е. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3-5 лет / Елена Кузьменкова, Галина Рысина. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «первое сентября», серия «Дошкольное образование»)

3.      Массовое мероприятие. Предкоммуникативный этап : [письменная консультации для сотрудников библиотеки] / Сост. Н. А. Дабарская. - Трехгорный : ЦГДБ, 2007. – 7с.
4.       Мелентьева Ю. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов. Лекция 7 : технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов // Библиотека в школе. – 2004. - № 23. – С. 54-58

5.       Олзоева Г. К. Массовая работа библиотек : учебно-методическое пособие. – М. : ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. – 120 С.

6.       Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке. Лекция 1: общие понятия и содержание обучения информационной грамотности // Библиотека в школе. – 2006. - № 17. – С. 40-45

Комментариев нет:

Отправить комментарий