четверг, 16 января 2014 г.

Диалог на стене

           Диалоговые наглядные выставки  в библиотеках – дело привычное.  Но часто то,  что называется  диалогом,  ограничивается  отдельными  вопросами, ответы на которые просто зависают (дети не отвечают, или  заполненные бланки с ответами залеживаются, или…). Вопросы приобретают риторический характер, заочное общение становится формальностью. И все-таки диалог может быть представлен в наглядной форме.

Есть идея разворачивать диалог на стене, размещая выставку необходимой литературы рядом. Именно – разворачивать, вести, резюмировать, подсказывать решение проблемы. Последовательно, в деталях. Возможно ли? Да.
          Идея проста. Разговор выстраивается на стене в виде алгоритма. По принципу «если «да»- иди сюда, «нет» - иди туда». Вот и все. Главное:
1.                   Выбрать тему, интересную и актуальную для читателя в возрасте от 10 лет (в этом возрасте чтение становится навыком, поэтому прочитать текст на стене и самостоятельно проследить мысль уже не сложно). Тема должна быть узкой, конкретной. Например, «Карманные деньги».
2.                 Основательно поразмышлять над тем, по каким направлениям развивался бы разговор на заданную тему, если бы происходил в реале. Записать самые удачные варианты. Например, «Карманные деньги: 1. дают родители, 2. зарабатывает сам, 3. нет карманных денег и т. д.»
3.                 Помнить, что на стене диалог оформляется не в виде собственных вопросов и резолюций, а в виде предполагаемых ответов читателя, ведется от его лица. Например, «Карманные деньги… Мне дают родители. Считаю, что родители обязаны обеспечивать своих детей. Мне стыдно, но не вижу другого выхода».

Оформляем диалог на стене следующим образом:
1.                 Начинаем, конечно же, с обращения. Например, «Деньги на карманные расходы – проблема? Есть множество способов её решения. Давай поговорим об этом? Выбери подходящее тебе продолжение  ключевой фразы и иди по стрелкам».
2.                 Все тексты оформляются в какие-либо однотипные графические объекты (прямоугольник и т.п.). Каждое направление выделяется и прослеживается цветом.
3.                 Все элементы соединяются стрелками, указывающими направление «движения».
4.                 Каждое направление завершается рекомендацией какого-либо материала (статьи, заметки, теста, рассказа), подсказывающего выход, решение проблемы, выполняющего роль библиотерапевтического средства и т.п. в зависимости от ситуации, в которой оказался читатель и на которой останавливается диалог.
5.                 Обязательно присутствует альтернативное направление. Например, «У меня есть другое продолжение фразы».
          Некоторые моменты (текстовые элементы) диалога сопровождаются наличием кармашка для ответов, подсказок, советов.    Например, «Люди, подскажите реальный и честный способ заработать…» и рядом - кармашек с продолжением фразы «…карманные деньги».

Плюсом формы является и то, что Диалог на стене дает возможности для небольших социологических исследований читательской аудитории. Каким образом?
Рядом с диалогом на столе стоит  некая симпатичная емкость (или просто коробочка)  с «монетами», на каждой из которых написано «Мое мнение». Читатель, «ведя беседу» и прослеживая ее путь в алгоритме, может положить «монету» в кармашек, соответствующий его мнению и позиции. Например, рядом с текстом «Считаю, родители обязаны обеспечивать своих детей» - кармашек «Думаешь так – положи «монету» в этот кармашек». Отслеживая и фиксируя ответы детей, в конце какого-то определенного периода  можно представить некий обобщенный  портрет читателя, подростка. Это будет интересно и другим читателям, и послужит мостиком к новому разговору и вовлечению в диалог новых участников.

Заканчивается диалог еще парой кармашков: «Если тебе понравился наш диалог, положи «монету»  в карман                Подкинь тему              ».
Вот такая идея. Вот такой диалог на стене. Вопросы есть? Пишите. Обязательно отвечу. Желающим могу сбросить макет диалога на стене, в пост я не смогла его вставить.

34 комментария:

  1. Наталья, здравствуйте! Привет из Беларуси, Гродно! Благодарна Вашему блогу за многие материалы.
    Идея многообещающая (как и все в этом блоге!!!), спасибо! И общение, и своеобразное анкетирование, и развлечение! Очень-очень прошу макет.

    Илона Сенчило, библиотекарь (ilona.senchilo@mail.ru)

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья, здравствуйте!...Мне очень понравилась ваша идея...очень прошу макет

    Татьяна, зав. библиотекой !( biblio82@mail.ru)

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день, Наталья! Ваша идея действительно заслуживает внимания. Я работаю с подростками, для которых у нас создано специальное свободное пространство - Loft (в пер. с англ. - чердак), и это очень актуальная тема для них. Если можно, вышлите, пожалуйста, макет выставки по адресу : lib2@krm.net.ua. Буду очень признательна. С уважением, Надежда

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за отзыв. Макет обязательно вышлю

    ОтветитьУдалить
  5. Впервые на вашем блоге! Очень творческие вы ребята! Очень заинтересовал Диалог на стене.... Очень прошу выслать макет. К вам зашла в поисках методики чтения с остановками... Спасибо за эту информацию тоже.(aodbiblioteka@mail.ru, для Боевой)

    ОтветитьУдалить
  6. так хочется и с вами чем-то поделится.... Не знаю что вам будет интересно.Чтение с остановками мне нужно для работы с книгой "Невидимый слон" А.Анисимовой. Очень интересная и для слепых и для видящих детей. Мне кажется я нашла интересные идеи.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо. Нам интересно все - прежде всего, работа с подростками, с задолжниками. Это вечно горячие проблемы :(
    У нас тоже есть специалисты, интересующиеся методикой чтения с остановками. Если не жалко, поделитесь разработкой по книге "Невидимый слон" Было бы просто здорово.

    ОтветитьУдалить
  8. Ух тыыыы, какая классная идея! Мне бы тоже макет ))) oa@allib.org
    С уважением Ольга Алексеева, Костанай, Республика Казахстан

    ОтветитьУдалить
  9. интересно очень! хочется посмотреть и применить у себя mbmc_nck@mail.ru

    ОтветитьУдалить
  10. Очень интересно, спасибо! Если можно вышлите макет: lentochka196@yandex.ru
    Елена Бондаренкова

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за такую идею Вам!!!!Очень заинтересовали! А можно и мне тогда макет? С уважением, Григорьева Виктория, Ленинградская область, г. Гатчина. Библиотекарь детского абонемента; (roksi9393@mail.ru)

    ОтветитьУдалить
  12. Здравствуйте, Наталья! Привет из Екатеринбурга! Я начинающий школьный библиотекарь, спасибо за интересные идеи. Вышлите пожалуйста макет по адресу shkola114@bk.ru

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте. Много интересных идей нашла здесь. Огромное спасибо. Если возможно вышлите, пожалуста макет на адрес nelli_men@mail.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Макет выслала. Спасибо, что читаете мой блог.

      Удалить
  14. Здравствуйте! Очень интересные идеи. Хотелось бы воплотить у себя в библиотеке. Можно мне макет диалога на стене и настенные выставки, пожалуйста. Заранее благодарна. Мой адрес: popkova.2012@mail.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Макет диалога выслала, а вот о каких настенных выставках идет речь не поняла. Может быть Вы имели ввиду настенные игры?

      Удалить
    2. Здравствуйте, случайно попала на Ваш блог, и не могу оторваться, молодцы, просто генератор идей! Макет посмотрела бы с удовольствием.

      Удалить
    3. Я бы выслала Вам документ также с удовольствием, но вы не написали свой эл. адрес

      Удалить
  15. Здравствуйте!!!Пожалуйста, вышлите макет диалога, я новичок в библиотечном деле, у Вас много интересных идей нашла для себя.Мой адрес anna.zagorodneva@mail.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Я не библиотекарь, а учитель литературы. Меня заинтересовала эта форма работы с детьми. Вышлите, пожалуйста, макет диалога. Мой адрес elena_dobrynina_25@mail.ru Спасибо!

      Удалить
  16. Добрый день! интересный опыт работы. Хочу порекомендовать его библиотекарям Нижнеудинского района (Иркутская область). Вышлите, пожалуйста, макет диалога на адрес mbmc_nck@mail.ru

    ОтветитьУдалить
  17. Добрый день! Интересно! Хочу попробовать, вышлите пожалуйста, макет: bbk@mail.com. Спасибо за идею.

    ОтветитьУдалить
  18. Добрый день! Здорово!!! Очень хотим попробовать у себя,если вышлете макет на biblus@yandex.ru.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всем спасибо за добрые слова. Всем высылаю макет. Извините, что с некоторым опозданием

      Удалить
  19. Здравствуйте! Очень интересная идея. Это именно то, что обязательно понравится детям. Хотелось бы воплотить Вашу идею в нашей библиотеке. Вышлите, пожалуйста, макет диалога на b00mv@mail.ru

    ОтветитьУдалить
  20. Здравствуйте! Вы МОЛОДЕЦ!!! Если Вас не затруднит, то вышлите макет.elena.markina.2013@mail.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!!! Замечательная идея;)))Спасибо,что делитесь!!!Хотелось бы воплотить в наших библиотеках:))) Если можно и нам выслать макет диалога на metod@bibliotih.ru

      Удалить
  21. Спасибо за ваши идеи и желание поделиться! Если можно макет диалога на почту mukegbib@mail.ru. Заранее благодарю. Елена.

    ОтветитьУдалить
  22. Здравствуйте! Необычная и пока новая форма работы, очень интересно, хотелось бы попробовать в своей школьной библиотеке. Вышлите, пожалуйста, макет диалога на belova-svetlana72@mail.ua.Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
  23. Здравствуйте.Очень интересная идея, хотела бы воплотить в библиотеке. вышлите пожалуйста макет диалога на dmitbib44@mail.ru

    ОтветитьУдалить